27.05.2014 09:36
Аналитика.
Просмотров всего: 4891; сегодня: 1.

Почему российский бизнес недооценивает дизайн

Исследования в области промышленного дизайна говорят о том, что инвестиции в дизайн составляют от 0,5 до 5%, при этом ценность продукта для конечного потребителя растет до 50 %. В России извлекать пользу из этой удивительной пропорции научились лишь крупные компании.

Версия 1. Не сложились традиции

Значение дизайна в структуре стоимости изделия будет только расти, считает большинство экспертов. Во всяком случае, в области промышленного дизайна это прогнозируется совершенно однозначно. И связано это с "большой международной игрой в инновационную экономику", - говорится в зеленой книге "Промышленный дизайн (Стандарты. Лучшая практика. Продьюсинг. Лучшие школы)" Центра стратегических разработок "Северо-Запад".

На арену выходят средние и малые компании в самых разных отраслях - от машиностроения до производства товаров массового потребления. Это промышленные стартапы, динамичные, с высокими темпами развития, сокращенными сроками разработки и вывода продукта на рынок. Вот тут-то и вступают игру дизайнеры - они всегда стоят рядом с инноваторами.

Это мировой тренд. А что в России?

Дизайн, как один из эффективных инструментов увеличения прибыли, в нашей стране использует преимущественно крупный бизнес. О среднем, а тем более малом бизнесе этого не скажешь. Тут не нужны глубокие исследования - достаточно посмотреть на огромное количество визуально некачественных вещей отечественного производства, которые нас окружают.

"На мой взгляд, проблема связана с тем, что в Советском Союзе дизайн не применяли для улучшения потребительских качеств товара. Господствовала так называемая техническая эстетика, задачей которой было облагородить некий надежный механизм, способный долго работать. Не более того, - считает декан факультета дизайна и рекламы МФПУ "Синергия" Елена Ущекова. - Если Запад боролся за кошелек покупателя, то в условиях дефицита товара в России предприятиям не приходилось конкурировать и выделяться с помощью дизайна. Хотя были хорошие образцы и интересные решения в области упаковки, детских товаров, радиоэлектроники, но массовым явлением это не стало".

Промышленный дизайн в России еще только начинает возрождаться вслед за производством, и велика вероятность, что он наконец-то встанет на ноги, прогнозирует эксперт.

Версия 2. Дизайном неумело пользуются сами дизайнеры

Тот факт, что вложения в дизайн добавляют до 50 % потребительской стоимости, о многом говорит. Например, о том, что пользователю дизайн нужен. Для него важны эстетика, удобство, понятность, оригинальность, актуальность. Есть, конечно, и другая сторона медали, когда покупатели не хотят переплачивать за дизайн. Но это говорит лишь о том, что он неудачен и не бьет точно в цель.

"На российском рынке есть такая проблема: в какой-то момент мы вдруг решили, что дизайн - это искусство, а дизайнер - художник, - продолжает Елена Ущекова. - Я борюсь с этим заблуждением и с первого курса объясняю студентам, что это абсолютно разные люди. Я за то, чтобы молодые дизайнеры создавали дизайнерские вещи, а не арт-объекты".

Иными словами, молодежь порой чересчур увлекается накачиванием правого полушария мозга, создавая "прикольные штуки", назначение которых никто не может объяснить. А что с этого клиенту?

И вот тут напрашивается нехороший вывод: дизайном неумело пользуются сами представители профессии.

"Дизайнерам нужно научиться понимать задачи бизнеса, слышать клиента, который их нанял, и знать, как увеличить его прибыль. А самовыражением лучше заниматься после работы", - уверена декан факультета дизайна и рекламы Университета "Синергия".

Ее слова подтверждает специалист в области дизайна упаковки, представитель компании Sealed Air - начальник отдела графического дизайна СНГ и стран Балтии Татьяна Гриднева. "Есть одни вещи, которые называются "хочу", и другие, под названием "реальность", - замечает она. - Мы всегда работаем на грани двух этих измерений, ищем золотую середину. Дизайн, с которым надо сильно заморачиваться в процессе производства, очень сильно его тормозит".

По мнению экспертов, российским дизайнерам стоит поучиться у зарубежных коллег, работающих в рамках проектного менеджмента, четко выполнять определенные действия и получать запрограммированный результат. И никаких художеств или "нет вдохновения"! Западные дизайн-школы накопили множество методик, позволяющих найти нужное решение, не смотря ни на что. У Европы и Америки было время и стимулы отточить методическое мастерство: весь 20 век с его колоссальным обострением конкурентной борьбы.

Кроме того, дизайнерам нужно учиться коммуницировать с потенциальными потребителями и извлекать инсайты. Крупнейшие западные дизайнерские агентства, прежде чем приступать к разработке нового продукта, от 3 до 6 месяце исследуют целевую аудиторию. Немногие российские компании в среднем сегменте считают нужным на это тратиться. В лучшем случае, заказывают маркетинговые исследования.

"Наши маркетинговые агентства преимущественно анализируют уже сложившиеся рынки. Но так инновации не рождаются, - замечает Елена Ущекова. - Чтобы появилась новая идея, а затем и продукт, нужно вытащить из людей инсайты, сформулировать их потребности и хорошо подумать, какими средствами эти потребности можно реализовать".

По словам Татьяны Гридневой, в области дизайна упаковки (одно из развитых направлений дизайна в России, кстати) сломано немало копий и многое постигалось методом проб и ошибок из-за дефицита квалифицированных специалистов. До сих пор дизайнеров, которые понимают нюансы производства упаковки и принципы командной игры с производственниками, маркетологами, представителями розничных сетей и т.д., растят внутри компаний.

В связи со всем выше сказанным есть утешительная новость. В этом году на факультете дизайна и рекламы Университета "Синергия" открывается магистерская программа "Дизайн-менеджмент". Это одна из немногих попыток в Москве подготовить проект-менеджеров, знающих, как добиться финансового результата с помощью дизайна. В немногих учебных заведениях, где есть похожие образовательные программы, наборы студентов идут по нарастающей: слишком велик спрос компаний, причем из самых разных сегментов рынка.


Ньюсмейкер: Университет Синергия — 477 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Россияне будут проводить новогодние каникулы в путешествиях по стране
26.12.2024 16:36 Аналитика
Россияне будут проводить новогодние каникулы в путешествиях по стране
По данным совместного исследования Минэкономразвития и сервиса онлайн-бронирования отелей и апартаментов Островок, на предстоящих новогодних каникулах россияне отдают предпочтение внутренним направлениям. Особой популярностью в этом году пользуются Юг и Северный Кавказ. При этом в период с 28...
Из жизни ассигнаций, или почему упразднили Ассигнационный банк
26.12.2024 15:31 Аналитика
Из жизни ассигнаций, или почему упразднили Ассигнационный банк
История развития банковского дела насчитывает несколько десятков столетий. Первые кредитные учреждения, которые заложили фундамент мировой банковской системы, появились еще до нашей эры — в Древнем Вавилоне, Древней Греции, Римской империи. В России подходящие для развития...
Как передали изображение Юрия Гагарина из космоса, рассказал ученый
26.12.2024 11:42 Аналитика
Как передали изображение Юрия Гагарина из космоса, рассказал ученый
Передача изображения Юрий Гагарина во время его космического полета стала первым шагом на пути создания космического телевидения. Но чтобы получить картинку из космоса, советским инженерам пришлось изрядно потрудиться. Как сообщает пресс-служба Новгородского государственного университета имени...
Саморазвитие в фокусе: что читали российские менеджеры в 2024 году?
26.12.2024 02:04 Аналитика
Саморазвитие в фокусе: что читали российские менеджеры в 2024 году?
Российские управленцы сегодня активно инвестируют в собственное образование и профессиональный рост. Корпоративная библиотека Alpina Digital помогает им быть в курсе трендов и получать знания от ведущих мировых экспертов. Ежегодно в декабре мы публикуем рейтинг материалов, которые были наиболее...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
26.12.2024 00:04 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления при поддержке АНО «Платформа Национальной технологической инициативы» прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные...